logo logo
Наш YouTube-канал

Беседа с настоятелем Христорождественского храма д. Рождествено иереем Дионисием Хропотом

Поделиться в соц.сетях

Иерей Дионисий Хропот, настоятель Христорождественского храма д. Рождествено и Знаменского храма д. Матвейково, член Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации, стал новым гостем очередной телепередачи «Беседы со священником». 

Ведущая телепередачи, Елена Игоревна Карпенцева, поприветствовав телезрителей и Его Преподобие, сразу сделала акцент на приближающихся светских праздниках, в преддверии которых состоялся новый выпуск «Бесед со священником»: 14 февраля, 23 февраля и 8 марта.

Напомнив, что 15 февраля празднуется великий двунадесятый праздник – Сретение Господне, телеведущая сообщила, что накануне взрослые и дети массово отмечают так называемый День всех влюбленных, и попросила отца Дионисия прокомментировать сложившуюся традицию.

Начиная беседу, батюшка предложил вспомнить само понятие праздника и подчеркнул, что самый пронзительный и насыщенный богослужениями праздник – это Страстная седмица и Пасха.

«На утрене Великой Пятницы звучат шедевры византийской гимнографии, и, пожалуй, самым трогательным является антифон 15 “Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый…” Христос не вчера, а сегодня висит на древе, и мы к этому древу припадаем, молимся, сраспинаемся со Христом, как пишет апостол Павел, чтобы совоскреснуть вместе с ним. Анализируя весь этот богатый материал: и тексты богослужений, и проповеди, и высказывания святых отцов – мы понимаем, что мы собираемся в храме не для того, чтобы отдать дань какому-то событию. Мы мистическим, таинственным образом погружаемся в данное событие.

Это касается всех праздников: и церковных, и светских, – продолжил отец Дионисий. – Имея данный материал за плечами, хотим ли мы погружаться в те или иные события, который нам предлагают эти праздники? Хотим ли мы быть вместе с революционерками, с людьми, пылающими разного рода страстями? Конечно, я поздравлю шахтера, врача, нефтяника и т. д. с их профессиональным праздником, поскольку они являются нашими прихожанами и добрыми трудолюбивыми людьми, но это не мой праздник – я не имею к нему отношения, только лишь по касательной. Но, к сожалению, нам часто через школу или на производстве навязывают те или иные светские праздники. Это отражается на сердцах тех людей, которые в это вовлечены.

В советское время это было частью идеологии. Была отменена Пасха, а Новый год праздновался в противовес Рождеству. Кто как думает, тот так и живет. Мы с вами выбираем, кому готовы открыть сердце: переживать церковный опыт и церковные праздники или стать заложником политических и исторических игр, которые не угасают никогда.

С давлением, которое насаждается для участия в светских праздниках, можно бороться лишь одним способом: в своей семье создавать те традиции, которые будут созвучны нашему вероисповеданию, взгляду на жизнь, нашему менталитету, воспитывая этим своих детей. Например, в моей семье празднованию Нового года не придается большого значения, хоть я воспитывался в обычной советской семье. Зато в Рождество – праздничное богослужение, окончание поста, праздничный стол, елки, подарки, рождественские утренники. Так что всё, что было напускным, насаждаемым, не удержалось. Так что лучший способ избежать принуждения – тихо, скромно уйти в сторону и что-то противопоставить.

Что касается Масленицы, – обратил внимание священник, – то согласно церковному обиходу это неделя сыропустная. Масленичные традиции перекликаются с западными; люди в это время ходили друг к другу в гости, общались, пели песни за столом, участвовали в гуляньях, катались. Но каждый веселится в меру своего темперамента и скромности, определяет для себя масштаб праздника – самое главное, чтобы было полезно. Относительно церковной жизни, то здесь, как говорится, каков поп, таков и приход. Жаждущие масштабных масленичных гуляний найдут широкой души пастырей; кто хочет аскезу и строгий пост, тот тоже найдет по своей душе священника. В этом великая мудрость и великое благо нашей Церкви, что к Богу мы можем находить пути разные в разных общинах, приходах.

Сжигание чучела в завершение Масленицы – это наследие дохристианской Руси, проявление языческого мифологизированного сознания. Это отголосок человеческих жертвоприношений, которые совершались язычниками».

«Таким образом, каждый выбирает сам: участвовать в подобных обрядах или быть в храме со Христом», – подытожил иерей Дионисий, завершая беседу.