1 апреля 2023 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста, в храме Вознесения Господня села Раменье состоялся праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста).
В этот день настоятель храма иерей Александр Горячкин совершил торжественную Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста.
Накануне Его Преподобие отслужил утреню с чтением акафиста Божией Матери, разделенного на четыре части.
В завершение богослужения отец Александр обратился к молящимся с пастырским словом, посвященным истории и смыслу праздника Похвалы Божий Матери.
В субботу 5-й седмицы Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста, или благодарственной Похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется Похвала Пресвятой Богородице; данное название используется уже в древнерусских летописях.
Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а Патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу.
При этом основной Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что Патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен прп. Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид.
Праздник Похвалы Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».